Что мы знаем о Рождестве Христовом
Мы празднуем Новый год и Рождество. Но если Новый год всем нам понятен, то что мы знаем о празднике Рождества Христова? Что он значит для современного человека, вооруженного научными знаниями и техническими достижениями? Православная Церковь отмечает Рождество Христово 7 января. В этот день верующие вспоминают рождение Спасителя. Событие Рождества произошло в пещере близ города Вифлеема, куда пришло Святое семейство – Божия Матерь с Богомладенцем во чреве и праведный Иосиф Обручник. Как сообщает Евангелие, первыми о Рождестве Спасителя узнали пастухи, которые пасли свой скот недалеко от пещеры. Извещенные об этом событии ангелом, они пришли к месту рождения Христа и поклонились Ему. После них к Богомладенцу пришли восточные мудрецы – волхвы, узнавшие о рождении Спасителя по появлению на небе Вифлеемской звезды, которая и довела их до пещеры. Волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну (погребальное благовоние — символ Его смерти за людей).
День накануне Рождества Христова называется Сочельником – это время строгого поста подготовки к празднику. Рождеством завершается Рождественский пост, после чего наступают Святки (с 8 по 17 января) – дни особой радости и празднования прихода в мир Спасителя. В наше время, подготавливаясь к празднованию Рождества Христова, мы стараемся придерживаться христианских обычаев. Но помним ли мы их первоначальное значение?
Стоит обратить внимание на некоторые знаковые особенности праздника, которые сохранились до сегодняшних дней:
Летоисчисление.
Отсчитывая года современного календаря, мы порой добавляем: «от Рождества Христова». Первым, кто установил дату Рождества Христова был аббат Дионисий. Данные по исчислению он черпал из Евангелия. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения считалось 25 декабря (по старому стилю), 7 января (по новому). Таким образом, получилось, что текущий для самого Дионисия год стал 525-й годом после Рождества Христова.
Долгое время это летоисчисление было используемо очень узко, и люди продолжали пользоваться старыми календарями. Лишь в конце 8 века дата, записанная как "год от Рождества Христова", впервые появилась в официальном документе, и летоисчисление широко распространилось по Европе.
Вифлеемская звезда.
Символом рождения Иисуса Христа принято считать яркую восьмиконечную звезду, которая появилась над Вифлеемом в момент рождения Божьего младенца, и указала путь волхвам. По словам евангелиста Матфея, внимание «волхвов с востока» привлекла необычнаязвезда. В конечном счете, она привела их к маленькому Иисусу. Благодаря этому явлению началась традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой.
Ёлка.
Значимость этого вечнозеленого дерева в Евангелие не описывается, но традиция украшать рождественскую ель зародилась среди христианского народа. Народ верил, что ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться к вечности. Ёлку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — в воспоминание о сладости райской жизни. Среди некоторых народов сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку — как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество.
Приход Успенского храма с. Успенское, Павлова Маргарита.